Случайная картинка

Лампа

Реклама:

Новогодние украшения

В Великом Устюге уже четвертый год работает музей елочных игрушек. Такого количества одновременно наряженных елок вы, наверное, никогда не видели. Но елочки особенные, потому что каждая украшена игрушками определенного времени: елка начала XX века, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов и т.д. Рядом — рождественские и новогодние открытки, деды-морозы, фотографии того времени. И все эти дорогие сердцу атрибуты лучшего праздника в году несут массу информации. По елочным игрушкам можно изучать историю страны.

Однако устроители необычного музея решили не ограничиваться одной Россией и дополнили выставку экспонатами, рассказывающими о праздновании Нового года и Рождества в разных странах. А посему и назвали музей лаконично: “Новогодняя и рождественская игрушка”. Оказывается, Новый год и Рождество — самые любимые праздники в разных странах. Но отмечают их по-разному и даже в разное время.
В календарной обрядности всех народов Восточной Азии первейшее место принадлежит Новому году. В Китае Новый год, отмечаемый по лунному календарю в конце зимы, получил название “Праздник весны”. В это время дом празднично украшают: на красной бумаге иероглифами пишут благопожелания, на дверях дома вывешивают длинный брусок древесного угля (“генерал уголь”), который оберегает от нечистой силы и привлекает богатство, для этих же целей устраивают “денежное дерево” с медными монетами. Новый год в Китае наступает с криком первых петухов.
В некоторых районах Японии одним из самых ярких украшений дома перед Новым годом является кадомацу (“сосна у входа”) — приветствие божеству новогоднего праздника. Изготавливают его в основном из сосны, бамбука, сплетенных рисовых соломинок и украшают ветками папоротника и мандарина. Каждый элемент кадомацу — символическое пожелание: бамбук — стойкости, папоротник — множества детишек и т. д.
В Европе и Америке чаще всего празднуют Рождество.

Санта-Клаус родился в Америке. В 1822 году американский профессор Клемент Кларк Мур написал рождественскую поэму “Приход святого Николая”, в которой образ святого был трактован достаточно вольно: веселый общительный старик одаривал на Рождество повстречавшегося ему мальчика подарками.

И все же большинство ребятишек знают, что современный, самый настоящий Санта-Клаус живет не в Америке, а в финской Лапландии. Правда, в родной Финляндии его называют иначе — Йоулупукки. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена “Землей Санта-Клауса”. В ноябре 2000 года финский Санта-Клаус встретился с российским Дедом Морозом на родине последнего — в Великом Устюге. Два зимних волшебника подписали соглашение о взаимном сотрудничестве на благо всех детей.

Столь популярная ныне елка на зимние праздники “пришла” из Германии, где на Новый год украшали дом зелеными ветками, что должно было гарантировать здоровье и счастье. В XIV веке начало года у немцев перенесли на Рождество, и обычай украшения елки постепенно перешел на этот праздник. Несколько маленьких елочек подвешивали к потолочной балке, со временем стали ставить одну большую елку, которая украшалась яблоками. Появление стеклянных игрушек связывают с попыткой создать искусственное подобие этого фрукта (елочный шар) из-за неурожая яблок. Большинство христианских народов восприняли елку у немцев лишь к середине XIX века.
На Руси Новый год отмечали 1 сентября. Петр I специальным указом повелел перенести новолетие на 1 января 1700 года и в честь этого праздника украшать улицы и дома ветками хвойных деревьев. Украшения из хвои превращались в деталь новогоднего пейзажа.
Первые елки в России появились в начале XIX века в домах петербургских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине века праздничное дерево стало невероятно популярным.

Елки украшали игрушками. Самыми любимыми и многочисленными на протяжении многих лет были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи.
Со временем начали организовывать общественные елки. Первая публичная елка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.

В то же самое время в русской деревне праздничная елка и Дед Мороз были совершенно не известны. И если мужичок ехал в лес срубать “елочку под самый корешок”, то делал это не для себя, а на продажу.
На рубеже XIX—XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Первоначально в России продавались немецкие игрушки. Затем местные кустари в небольших артелях стали выпускать игрушки из ваты, ткани, папье-маше, стекла…
В первые годы после революции 1917 года власть не замечала исходившей от елки идеологической угрозы, но в 1927 году развернулась антирелигиозная кампания. И на елку — рождественское дерево — начались гонения.
Елку официально разрешили лишь в 1935 году: 28 декабря в газете “Правда” была опубликована статья П. Постышева “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку”. И долгожданное дерево вновь наполнило своим ароматом каждый дом. Елку украшали исключительно на Новый год. Уже в советских артелях возобновился выпуск игрушек: вручную из ваты “лепили” парашютистов, дам и детей; выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью “СССР”.

Игрушки продолжали выпускать и во время Великой Отечественной войны. Их ассортимент был ограничен, да и особой яркостью они не отличались. Но даже в самые трудные годы ритуал облачения елки пусть в самодельный, зачастую неуклюжий наряд обязательно соблюдался — как своего рода гарантия возможности возврата к нормальной, мирной жизни, как ключ к исполнению одного на всех желания — победить.
После войны игрушки становятся более выразительными. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок.
В начале 1950-х годов, в период недостатка продуктов, изготавливалось из ваты много “съедобных” игрушек: самых различных ягод и овощей. На елке поселились сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка, Красная Шапочка, Айболит, забавные зверюшки. Непременным украшением елки были стеклянные бусы.

Грандиозное событие начала 1960-х — освоение человеком космического пространства нашло отражение в елочных игрушках: появляются спутники, ракеты, космонавты.
В 1970—1980-е годы игрушки приобретают абстрактную форму: зачастую ребенку приходилось напрячь фантазию, чтобы определить, что же за зверь, столь обтекаемой формы, появился на елке?
В 1990-е годы выпускаются шары с переводными изображениями животных — символов года (отражение моды на различного рода гороскопы). Появляется большое количество импортной елочной продукции не очень высокого качества.
Игрушки нового века имеют тенденцию возврата к доброму прошлому: отечественные фабрики выпускают фигурную игрушку, изумительные шары с ручной росписью, точно копируют старые игрушки на прищепке…Приезжайте в Великий Устюг. Вы окажетесь в новогодней сказке, где властвует добрый зимний волшебник Дед Мороз. Праздничная атмосфера, ослепительно белый снег, сверкающие огнями елки восхитят вас. Загляните на выставку “Новогодняя и рождественская игрушка”. Здесь любой найдет игрушки своего детства, познакомится с российскими и зарубежными праздничными традициями. Стать участником создания уникального музея может каждый. Для этого нужно подарить в музейный фонд хотя бы одну новогоднюю игрушку, которая послужит входным билетом на выставку. Приезжайте, Великий Устюг ждет вас!

А. БЛИЗНЮК (г. Великий Устюг).
Фото И. КОНСТАНТИНОВА и из фондов музея.

 

Источниr 

http://nauka.relis.ru/15/0312/15312022.htm

 

 

Вход в систему

Календарь

П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
Добавить в календарь

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.